ГОРА ТУЗЛУК. КАВКАЗСКАЯ ПИРАМИДА

Гора Тузлук, как бессменный часовой извечно встречала и привлекала паломников, идущих к Святым местам Северного Приэльбрусья. И ныне невозможно не обратить своего внимания на это чудо природы. А может быть и не только природы.
Долго пытался я понять смысл имени этой горы. Очень уж безсмысленной была связка имени горы с солевым раствором — тузлуком. Но однажды возникла совсем другая связка: туз — аз — ас и лук, как оружие. (Туз — первая, главная карта в колоде, важный человек; Аз — первая буква в азбуке, местоимение — Аз Бога ведаю, самоназвание народов Азов, Асов).
И действительно гора при приближении к ней с севера имеет вид сначала лука c ненатянутой тетивой, а затем, при приближении к ней, приобретает вид лука круто натянутого. Итак, Тузлук — Азлук - Аслук, т.е. лук Азов, или Асов.
В первый раз я её видел лет двадцать тому назад. Она и тогда показалась мне очень любопытной. Но как всегда в спортивном походе нет времени на посторонние изыскания. Надо уложиться в график похода и дотемна прийти к месту, удобному для бивака.

 

 

 

 

 

 

 

И только в 2005 году в рамках экспедиции «ЭЛЬБРУС - РУСКОЛАНЬ» мы запланировали несколько часов на обследование района этой горы.
Базовый лагерь на Джилысу покинули во второй половине дня и, преодолев перевал Каяэшик, к вечеру были у Тузлука. Попросив приюта у духов горы, устроились ночевать рядом с родником у восточного подножия её. Ночь была удивительно спокойной.
Утром следующего дня, неожиданно, к нам со стороны Кисловодска подъехал ГАЗ-66 с группой альпинистов, направлявшихся на Эльбрус. В 16 часов он должен был возвращаться и пообещал вывезти нашу группу из 15 человек в Долину Нарзанов.
Так нам был подарен, думаю, теми же духами, целый день, а не несколько часов, как планировалось, и мы не потеряли его даром. Малыми группами все разошлись, куда кого потянула любознательность.
Вечером у костра в Долине Нарзанов каждый рассказал о том, что успел увидеть. А увидеть удалось много интересного и даже загадочного.
Павел Откидычев обнаружил в каньоне реки Малка обломки скал с отпечатками стволов деревьев, каких-то мелких предметов, пока ещё не объяснённых, наскальные рисунки в форме креста вместе с треугольником или пирамидой и угольные пласты. И это ещё не все загадки, которые он и другие участники экспедиции увидели.

Крест и треугольник. Аналогичный рисунок имеется на северном склоне горы Сирх

Из каньона Малки на плато, к горе, в наиболее близком к ней месте, поднимается каменная лестница. Судя по фотографиям, она мне показалась природным образованием, но две - пять тысяч лет тому назад эта лестница могла быть подтёсана, обустроена перилами или верёвкой, и тогда по этой лестнице подняться наверх было бы очень просто.

 

 

 

 

 

 

 

Лестница и угольные пласты

На фотографии рядом с лестницей видны пласты угля, который мог использоваться в, ранее обнаруженных экспедицией А.А.Алексеева и А.Г.Евтушенко, совсем рядом, на хребте Ташлысырт, древних металлоплавильных печах.
А с Жанной Дёминой, геологом экспедиции, приключилось нечто волшебное. Она ушла с дочерью Ольгой, большим знатоком флоры, ныне студенткой Тимирязевской академии. Они поднялись на вершину горы, обследовали вершинную скалу (опишу её позже), спустились, обошли вокруг горы и, разнеженные солнышком, расположились отдохнуть на прекрасном альпийском лугу. И вдруг Жанна увидела процессию из людей, одетых в тёмные длинные хитоны с укрытыми капюшонами головами. Люди не спеша, проходили мимо и уходили внутрь горы. Последний из них обернулся к Жанне и молча поманил за собой. Ей стало страшно и стоило очень большого усилия воли, чтобы не поддаться этому зову. Она ни тогда, ни сейчас так и не знает, было ли это всё на яву или это было какое-то наваждение. В одном уверена она, что не спала в тот момент.
Сама гора Тузлук (2585м) находится в паре километров к северу от перевала Каяэшик и в 500 м от менгира, на водоразделе рек Малка и Ингушли. Одинокой вершиной выдвинулась она на Север от корневой вершины хребта Ташлысырт горы Сирх. Поражает воображение ее силуэт правильной формы в виде гигантского конуса-пирамиды. По результатам предварительного геологического обследования Вячеслава Токарева, сама гора представляет собой естественный горный массив из слоистых твердых кварцитовых туфопесчанников, в крутой верхней части, и из слабосцементированных до рыхлых — песчано-глинистых туфовых волнистообразных толщ в пологом нижнем склоне подошвы.
Не покидает ощущение рукотворной доработки склонов и вершины горы — некоторого облагораживания в геометрически правильную форму. Некоторые исследователи пирамиды Хеопса утверждают, что в основании её имеется подобный скальный останец, обложенный каменными, или бетонными блоками с приданием сооружению правильной формы. Только египетские пирамиды на пару тысяч лет моложе горы Тузлук. Гора эта, по-видимому, являлась центром большого культового святилища.

Мегалит — памятник фаллической культуры и гора Тузлук

Она строго ориентирована в пространстве. На ней расположены: с юга — полукольцо вреза-выемки в самой горе, вероятное место жертвенников и амулетов-оберегов с большой ровной площадкой перед ней, амфитеатром обращенной к вершине. Возможно, здесь и проводились массовые ритуалы. С запада у подошвы горы установлен камень-мегалит высотой до двух метров, в виде большого животного. На нём вверху имеется круглая чаша диаметром около 15 см. По-видимому, это камень-чашечник (мы назвали его бык) служил для поминовения душ умерших, уходящих на запад вслед за лучами «умирающего» (уходящего) солнца.
На восток от горы, на ровном наклонном плато между горой и обрывом к Малке, расположены крупные камни, глубоко утонувшие в грунт. Некоторые из них заросли и скрыты травой и грунтом. Такое впечатление, что они были уложены здесь упорядоченно.
Южная часть вершины горы представляет собой скалу из кварцитового туфопесчанника. Верх её плоский и является продолжением вершины горы. Скала, похоже, искусственно разрезана до основания в направлении север-юг, запад-восток на четыре скальных блока. А.Асов считает, что эти блоки служили основанием храмового сооружения древних.

 

 

 

 

 

 

 

Вершина горы Тузлук и гора Сирх

Интересно ещё и то, что вершина горы Тузлук и вершина другой сакральной горы — пик Калицкого находятся с высокой точностью на оси север — юг, на одном меридиане, что не могло не использоваться древними жрецами для пригоризонтальной обсерватории. Другая, необходимая для такой обсерватории, широтная ось запад — восток, находится рядом, это ось — вершина горы Шаукам — менгир «наковальня Перуна» на плато Ирахитсырт — вершина горы Бурунташбаши, но может быть древними была выбрана и другая ось, связанная с горой Сирх.
Эта гора перекрывает Тузлуку небо с южной стороны. На предвершинной её части в скалистом восточном гребне когда-то существовало два жилища, скорее всего древних жрецов-астрономов (звездочётов), т.к. оставшиеся от тех жилищ довольно глубокие ямы находятся как раз на вышеупомянутой меридиональной оси Тузлук — пик Калицкого.
Сирх гора загадка. Она была центром, своеобразным Олимпом, в древних ритуалах, на которые сюда, на Джилысу, стекались на священные празднества люди со всего Кавказа и предгорий его. Даже сейчас, по прошествии многих тысяч лет, в любом месте Северного Приэльбрусья, биолокационная рамка указывает на Сирх, как на самое мощное энергетическое и намоленное место. К сожалению, о Сирхе мы ещё почти ничего не знаем. Не знаем даже, что означает имя горы. Ни в одном местном нынешнем языке такого слова мы не нашли. В далёкие века правил на Кавказе могущественный царь Сурх. Но эта информация требует подтверждения специалистами историками.
Итак, за обследованием горы Тузлук и окрестностей день пролетел быстро. В 15 часов Небеса включили «полив травы» — ежедневный короткий тёплый дождь, очень характерный только для района Джилысу в июле-августе. Палатки были уже упакованы в рюкзаки и мы, в ожидании машины, забились все под один кусок полиэтилена. Не прошло и получаса, как появилась машина, и тут же резко прекратился дождь. Когда мы погрузились в неё, дождь опять «включили», но мы уже были под тентом автомобиля. Километра через четыре машина выехала из зоны дождя в зону очень пыльной дороги. За два часа преодолели мы расстояние, которое должны были пройти за два дня. Подаренные дни решили провести в Долине Нарзанов. В ущелье реки Хасаут нашли сказочно красивый уголок и расположились лагерем. Солнечные дни проводили в малинниках и тёплых речных ваннах. Вечерами у костра обменивались наблюдениями и впечатлениями, вынесенными из экспедиции. Народ блаженствовал!
Вообще весь поход прошёл под каким-то покровительством, будто у Бога за пазухой. Один из покровителей открылся нам сам. Началось с того, что он не позволил мне провести группу мимо него по очень хорошо знакомой мне «Малкинской тропе». Стремясь привести группу на слияние рек Хасаут и Малка, я вдруг упёрся в крутой склон, где должен был начинаться облаз и не смог найти продолжение тропы. (Облаз — место, где река прижимается к скале и её приходится облазить через верх). Это для меня всё равно, что не найти у себя дома входную дверь. Но, к своему изумлению, я не смог найти тропы и решил чуть-чуть вернуться на только что пройденную полянку. На следующее утро, когда все ещё спали, пришёл к облазу — тропа была на своем месте и прекрасно просматривалась. Я пошёл по ней и у самого перегиба опять, будто во что-то упёрся. Не стал испытывать судьбу, развернулся и начал спускаться. И вдруг на устойчивой тропе упал. Только опыт и ледоруб помогли мне не улететь со скалы. Понял я, почему мне накануне закрыли тропу. По-видимому, кто-то, с меньшим опытом, мог бы и улететь. Осталось только благодарить Богов!
Но это было только начало. К концу второго дня мы вытоптали широкую тропу в высокой траве на крутом спуске от палаток к речке. Поднимаясь по ней от реки, я заметил в траве у тропы отёсанное бревно.

Бог Велес

Вывернув его из земли, увидел лик старца с бородой, со сложенными ладонями и рунической надписью на уровне груди. Рун никто из нас, к нашему стыду, не знал.
Предположили, что сие есть изображение какого-то древнерусского Бога т.к. в этих местах до 1943 года бригады староверов добывали золото. Мы решили отвезти его в Пятигорск и предложить краеведческому музею.
В понедельник привезли в Пятигорск, а во вторник меня пригласили принять участие в празднике Перуна на Велесовой поляне у подножия горы Бештау. Праздник проводился Кавминводской Ведической общиной в среду. Я решил показать общинникам нашу находку. Все присутствующие собрались вокруг. Подошла ещё одна женщина и вдруг в возбуждении вскрикнула — Родослав, подойди, посмотри на свою работу. Оказалось, что два года тому назад они были в турпоходе в Долине Нарзанов и он вырубил из бревна это изображение Велеса. Всей туристской группой они торжественно установили его над рекой. Но толи не глубоко вкопали, толи кому-то он помешал, но обнаружили мы его поверженным в прах и уже изрядно поеденным гнилью и насекомыми.
В первый момент разочарование почувствовал я из-за того, что не исторической ценностью оказался сей кумир, а новоделом, но следом пришло изумление. Получилось, что мы спасли от гибели и доставили Бога Велеса на Велесову поляну, да ещё и в праздничный день, и к мастеру его создавшему. А ведь мы, или кто-либо другой, могли сжечь его в костре, выбросить в реку, или даже вывезти куда-либо в другое место, но нет же, Велес сам пришёл на свою поляну к своему создателю в праздничный день.
Слишком много совпадений, начиная от доставки нас от Тузлука в Долину Нарзанов, до мягкого, но настойчивого удержания нас у поляны, где он лежал поверженный в прах.
После всего этого, анализируя происшедшие за многие годы со мной в горах и не только в горах случаи, прихожу к выводу, что мы всегда находимся под покровительством наших Богов. Надо только научиться прислушиваться к ним, славить и благодарить их за это, ничего от них не прося.

Слава Богам и Предкам нашим!

Действительный член Русского географического общества В.Д.Стасенко